Значительная доля хищений проведена через сервисы дистанционного банковского обслуживания. При этом число номеров мобильных телефонов, с которых мошенники звонят россиянам, выросло более чем в 30 раз. Участники рынка кибербезопасности подтверждают активизацию мошенничеств. Эксперты считают, что роль в этом сыграли стресс в период мобилизации, продолжающаяся цифровизация услуг и пресечение вывода средств другими путями, в частности системами защиты. Причем к концу года ситуация может дополнительно ухудшиться, а готовящиеся законодательные меры вряд ли помогут.
Исходя из отчета ЦБ "Обзору отчетности об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств", выросла средняя сумма. Теперь в среднем похищают 17,3 тыс. рублей. При этом клиентам банков удалось вернуть минимум средств за все время наблюдения (с начала 2019 года) — только 134 млн руб. (3,4% от похищенного).
Увеличение случаев телефонного мошенничества в третьем квартале подтверждают в «Лаборатории Касперского». «Но принципиально нового в подходах злоумышленников не было, продолжали пользоваться актуальной новостной повесткой, легенды о звонках якобы из банков или правоохранительных органов, а также их комбинации», поясняет главный эксперт компании Сергей Голованов. Он уточняет, что злоумышленники стали чаще использовать для обзвонов мессенджеры, чтобы обходить меры защиты операторов связи. Преступники пользуются тем, что не все потенциальные жертвы замечают, что звонок идет не через телефон, а через мессенджер, объясняет руководитель направления по противодействию финансовому мошенничеству компании Group-IB Павел Крылов.