Подойдем к аукциону с юридической точки зрения.
Можно ли покупать юзернеймы в социальных сетях и мессенджерах
Прежде чем определить правовую квалификацию такой сделки, стоит рассмотреть принцип работы данного аукциона. Покупатель делает ставку, деньги «замораживаются» на счете, и если ставка не будет перебита в течение недели, то пользователь получит никнейм. По словам Павла Дурова, право собственности будет защищено в блокчейне с помощью смарт-контрактов, подобных NFT.
Смарт-контракт – это договор в электронной форме, исполнение прав и обязанностей по которому осуществляется путем совершения цифровых транзакции на электронной площадке в строго определенной таким договором последовательности. Таким образом, все юридическое оформление будет осуществляться с помощью интернет-сервисов и не потребует каких-либо иных действий правового характера. Участие в данном случае в купли-продажи никнейма и есть оформление договора в классическом его понимании.
С точки зрения российского законодательства отсутствуют какие-либо препятствия для продажи никнеймов через сайты. В число digital-активов, приобретение которых возможно в Интернете, входят аккаунты и каналы в социальных сетях, поэтому в целом отсутствуют какие-либо препятствия для заключения договоров в отношении никнеймов.
В случае с аукционом никнеймов единственным препятствием при оценке исключительно с точки зрения российского права. Является оплата никнеймов криптовалютой, уверен эксперт. Так как платформа не подчиняется российскому праву, то нет препятствий принимать оплату в криптовалюте.
Нарушаются ли интеллектуальные права брендов
Если покупка и продажа никнеймов легальна, то открытым остается вопрос о том, является ли нарушением использование никнейма, который аналогичен названию известного бренда или компании. Например, в топе аукциона на данный момент встречаются @fifa, @adidas, @amazon, @canon, @audi.
Владение спорным никнеймом может представлять угрозу нарушения и может быть расценено, как подготовка к нарушению. Если средство индивидуализации (в числе которых фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак) имеет правовую охрану, то его незаконное использование третьими лицами может быть признано нарушением, в том числе прав интеллектуальной собственности.
Аналогичным образом использование – предложение к продаже и покупка – никнеймов, сходных до степени смешения или тождественных охраняемым средствам индивидуализации, может представлять собой нарушение. Интересно, что в американской правовой системе даже существует специальный термин для таких нарушений Username Squatting, означающий присвоение чужого имени в социальной сети, что обычно включает в себя регистрацию определенного имени пользователя или описания учетной записи с недобросовестным намерением (например, для последующей продажи страницы, никнейма или дескриптора по завышенной цене владельцу товарного знака).
Есть только один важный момент — потенциальная неисполнимость судебных и иных решений по этому вопросу из-за децентрализации криптовалют не всегда позволит исполнить эти решения.