Что делают коллекторы? Как разговаривать с коллекторами? Куда обращаться с жалобами?

Сегодня хотелось бы поговорить о волнующей многих граждан теме: коллекторах. Это те люди, которые занимаются взысканиями по задолженностям.

Что говорит закон?

ФЗ №230 от 2016 года «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» регулирует данную деятельность. Но поправки, которые значительно урезали полномочия коллекторов были приняты только в 2018 году. Итак, что изменилось?

Требовать погашение кредита может либо кредитор, либо включенная в государственный реестр организация, которая специализируется по работе с просроченной задолженностью. Больше никто. Никаких субподрядчиков и сторонних организаций в законе не предусмотрено.

На законодательном уровне четко закреплены способы взаимодействия с должником. Это могут быть телефонные обращения, почтовые уведомления, обращения через мессенджеры, SMS-уведомления и отдельные способы, прописанные в кредитном договоре.
Внимательно читайте договор перед подписью, потому что там могут описаны иные способы!

Если вы не желаете общаться с коллекторами, то вы обязаны письменно их об этом уведомить. То же самое распространяется и на третьих лиц: друзей, родственников и так далее. С данным кругом лиц коллектор может общаться только с письменного разрешения кредитора. Если такового нет, то коллектор не имеет права общаться с ними.

Коллектор имеет право общаться, соблюдая отдельные условия. Самое главное – он не должен вторгаться в личную жизнь и разглашать персональные данные. Это значит, что никакой угрозы физической силой, унижения чести и достоинства, порчи имущества, введения в заблуждение (например, подали в суд и скоро арестуют банковские счета) быть не может. Также коллекторам запрещается привлекать более одного человека для взаимодействия с должником, звонить со скрытых номеров.

В каких случаях коллекторы должны прекратить любое взаимодействие с должником?

  • Во-первых, если должник был признан банкротом по решению суда.
  • Во-вторых, если был признан недееспособным из-за болезни.
  • В третьих, если должник находится на стационарном лечении.
  • В четвертых, если должник несовершеннолетний.
  • В пятых, если получил первую группу инвалидности.
  • И в шестых, если должник уведомил коллектора в том, что общение будет происходит через адвоката.

Важно отметить, что коллектору запрещено общаться с должником лично более одного раза. А что касается звонков, то коллектору запрещено звонить должнику более одного раза в сутки, двух раз в неделю и более восьми раз в месяц. В сообщениях запрещено называть сумму задолженности. Также коллекторам запрещено связываться с должниками в ночное время (с 22 до 08 по будням и с 20 до 9 по выходным).

Что делать в случае нарушения прав?

Рассмотрим несколько вариантов развития событий:

  • Коллекторы угрожают причинением вреда здоровью.
В этом случае необходимо незамедлительно обращаться в правоохранительные органы. При этом целесообразно письменно ходатайствовать об установлении номера телефона коллектора.

  • Коллекторы пытаются попасть в ваш дом, аргументируя это описью и изъятием вашего имущества.
Срочно вызывайте полицию и попросите выйти двух соседей, которые станут свидетелями правонарушения. Требуйте у коллекторов предъявить документы, чтобы в случае их ухода до прибытия полиции, вы смогли подать на них заявление.
Запомните: наложение ареста на имущество осуществляется только судебными приставами, коллекторы не имеют никакого отношения к этому процессу.

  • Коллектор требует внести платеж не на счет в банке, а на руки наличными.
Это может быть ярким примером вымогательства и злоупотребления служебными полномочиями. Можете подать заявление в полицию.

  • Допущено разглашения ваших персональных данных без вашего согласия.
Вы можете обратиться в федеральную службу по надзору в сфере связи и информационных технологий и массовых коммуникаций.

Поделиться статьей

Made on
Tilda